Приоритетные направления повышения качества подготовки кадров в системе высшего и послевузовского образования

       28 января 2020 года  прошло очередное заседание секции «Тюркология» (ГУП) по направлению подготовки кадров «Гуманитарные науки» в системе высшего и послевузовского образования МОН РК. Руководителем секции специальности «Тюркология» является заведующий кафедрой тюркологии профессор М. Жолдасбеков.

На очередном заседании на повестке дня были следующие вопросы:

1.      Проблема обучения дисциплин по выбору по образовательной программе «Тюркология»;

2.      Проблема тюркских языков на стыке цивилизаций;

Обсуждение проектов ГУП по направлению подготовки кадров «Гуманитарные науки «Тюркология».

Разное:

1.      Вопрос совершенствования тест спецификации профилирующих дисциплин по специальности «7М02212–тюркология» для комплексного тестирования 2020 года;

2.      Организация проведения экспертизы учебников и учебных пособий, поступающих в ГУП на предмет присвоения грифа МОН РК по направлениям подготовки «Гуманитарные науки (Тюркология)»

 

Priority areas for improving the quality of training in the system of higher and postgraduate education      

 

 

        По первому вопросу выступила доцент кафедры казахского языка и литературы имени академика С. Кирабаева КазНПУ им.Абая Раева Г. М.  по проблемам отбора элективных дисциплин по образовательным программам «Тюркология»; обеспечение непрерывности теоретической последовательности между образовательными программами трех уровней (бакалавриат, магистратура, докторантура); Проанализировала вопросы возможной идентификации ОП вуза, реализующего образовательные программы "тюркология". По данному вопросу профессор кафедры тюркологии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева С.М. Сыздыков высказал свое мнение по обеспечению равновесия в кредитном объеме дисциплин, касающихся тюркских языков, тюркской литературы, тюркской истории, тюркской культуры в составе элективных дисциплин.

 

Priority areas for improving the quality of training in the system of higher and postgraduate education

 

 

         По второму вопросу, профессор кафедры казахского языка и литературы имени академика С. Кирабаева, КазНПУ им.Абая Косымова Г. С. место тюркского языкознания в подготовке специалистов-тюркологов; в своем выступлении она рассказала о значении изучения тюркских языков будущими тюркологами; актуальных проблемах изучения тюркских языков в эпоху глобализации; о порядке введения в ОП «тюркология» дисциплин, касающихся тюркских языков. По этому вопросу члены ГУПа высказали свое мнение: профессор кафедры тюркологии ЕНУ им.Л. Н.Гумилева А.К. Кайыржанов, научный сотрудник Военно-исторического музея Вооруженных Сил РК к.ф.н.,доцент Э.С.Абдукамалова.

 

Priority areas for improving the quality of training in the system of higher and postgraduate education

 

       По третьему вопросу были обсуждены проекты ГУП по направлению подготовки кадров «тюркология "гуманитарные науки". Профессор кафедры тюркологии ЕНУ им.Л.Н.Гумилева Ескеева М.К. ознакомила с целями и задачами проектов: это «Формирование научно-методического центра по подготовке кадров в тюркологическом направлении» и «Тюркология – историческая и научно-методологическая основа развития идеи «Мәңгілік Ел», реализация программы «Рухани жаңғыру" и требованиями к результатам проекта. Члены ГУП А. Каиржанов, Г.Косымова, Р. Турысбек, А. Шарип, С. Сыздыков и др. высказали  свое мнение об эффективности реализации данных проектов.

 

        Разные:

1)       для комплексного тестирования 2020 года были рассмотрены вопросы совершенствования тест спецификации профилирующих дисциплин по специальности «7М02212–тюркология", члены ГУП Р. Турысбек, М. Ескеева. Члены ГУП А.Шарип, А.Каиржанов, С.Сыздыков, Г.Косымова высказали свое мнение, что необходимо внести предложения в МОН РК о внедрении предмета «История тюркских народов» вместо предмета «Тюркский фольклор», где будут разработаны тестовые задания для приема магистрантов.

 

2)       обсуждение учебного пособия к.ф.н.,доцента Е.Ж.Омирбаева «Лексико-семантические и словообразовательные особенности письменных памятников эпохи Казахского ханства " (ХV-XVII вв.) (-Туркестан: МКТУ им. Ходжа Ахмеда Ясави, 2017. -163 с.). По данному вопросу член ГУП Ескеева М. рассказала, что учебное пособие апробировано в течение трех лет, использовано в учебном процессе, полностью отвечает требованиям учебной литературы, используемой в направлении подготовки кадров «Тюркология», имеется необходимые документы. Член ГУП Косымова Г. рассказала об актуальности учебного пособия на современном этапе, отметив отсутствие учебных пособий для языка письменных памятников периода Казахского ханства.

 

     Член ГУП, руководитель научного института "Халық қазынасы" при Национальном музее РК, к. и. н. А.Оңғар поделился своим мнением по подготовке специалистов тюркологов о включений в ОП дисциплин: тюркскую нумизматику, археологию и др., об  эскпертизе учебных пособий.

    В итоге заседания по вопросам повестки дня. были приняты резолюции. Работа  секций была плодотворной и насыщенной.